Администрация города Улан – Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс Родной русский язык Уровень обучения базовый, год обучения второй для учащихся 2 классов УМК: «Школа России» Составитель: МО учителей начальных классов г. Улан – Удэ, 2022 1 Пояснительная записка Рабочая программа по русскому родному языку разработана в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Приказом Минпросвещения РФ № 286 от 31.05. 2021 г. «Об утверждении ФГОС НОО»; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального образования; Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. Общая характеристика учебного предмета Родной (русский) язык– один из основных предметов в системе начального образования. Он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно – нравственному воспитанию ребёнка, а также сохранению языковой культуры народа. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной язык». На уроках обучающиеся учатся не только писать и читать на родном (русском) языке, но и знакомятся с художественными произведениями своего народа, нравственный потенциал которых очень высок. Данный предмет знакомит обучающихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Цели курса Цель родного (русского) языка соотносится с главными задачами реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке; - воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской) литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа. Задачи курса В соответствии с этой целью ставятся задачи: 2 развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке; развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному (русскому) языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к родному (русскому) языку; воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой. Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной язык» Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. Целевыми установками данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка; расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки: Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национальнокультурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. Формы и методы, технологии обучения. Для достижения поставленных в программе задач используются различные формы, методы, технологии обучения: урок повторения изученного материала, урок контроля знаний, комбинированный урок, урок закрепления полученных знаний, уроки-викторины. 3 Формы обучения: беседа, дискуссия¸ работа в парах, работа в группах, проектная деятельность. В данной образовательной системе успешно реализуется технологии проблемно-диалогического обучения. Планируемые результаты Личностные результаты Обучающийся научится: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учѐбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности; понимание ценности нравственных норм, закреплѐнных в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); Обучающийся получит возможность научиться: • чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова; • осознания русского языка как основного средства общения народов России; • осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; • восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своѐ отражение в языке; • понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать). Метапредметные результаты РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Обучающийся научится: • самостоятельно организовывать своѐ рабочее место; • понимать цель выполняемых действий; • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; • понимать важность планирования работы; • осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов); • выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя; • осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти. Обучающийся получит возможность научиться: • оценивать правильность выполнения своих учебных действий; • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; • намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов; • объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; 4 • • осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чѐм проявилась сложность выполнения. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Обучающийся научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; • ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника; • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; • строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения; находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова; • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов); владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.; • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); • находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи; • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); • владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем). КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Обучающийся научится: • выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; • уметь слышать, точно реагировать на реплики; • понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Обучающийся получит возможность научиться: • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); • озаглавливать текст; • задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить); • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Предметные результаты изучения предмета «Родной язык»: 5 1) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 2) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 3) формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; 4) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, 6) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Обучающийся научится: оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); выражать собственное мнение и аргументировать его; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Обучающийся получит возможность научиться: создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица; составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов). Требования к результатам освоения курса Изучение курса «Родной язык» должно обеспечивать: - воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; - обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; - расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование 6 аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Результаты изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа: осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа; осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика); понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). 2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике: осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проведение синонимических замен с учётом особенностей текста; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; 7 соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных; употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; совершенствование умений пользоваться словарями: использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова; использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов; соблюдение основных норм русского речевого этикета: соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета; различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Формы и средства контроля результатов по программе В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка наблюдений). Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии учебным планом рабочая программа составлена из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год. Курс родного (русского) языка изучается во 2 классе. • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметное содержание Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15 часов) Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 8 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлѐбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). Проверочная работа: «Почему это так называется?». Раздел 2. Язык в действии (11 часов) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учѐтом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением». Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. Раздел 3. Секреты речи и текста (8 часа) Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык» Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практикоориентированный характер. 9 Целевыми установками данного курса являются: • совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; • изучение исторических фактов развития языка; • расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); • включение учащихся в практическую речевую деятельность. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки: Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национальнокультурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырѐх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности № Раздел Часы 1 Русский 15 язык: прошлое и настоящее 2 Язык в действии 11 Универсальные учебные действия Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные–общеучебные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия Коммуникативные-договариваются с одноклассниками (совместно с учителем) о правилах поведения и общения и следуют им Регулятивные – овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Познавательные – общеучебные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; Коммуникативные – проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог. 10 3 • • • • • • • • Секреты речи и текста 8 Регулятивные– принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находя средства еѐ реализации. Познавательные–общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – составляют тексты в устной и письменной формах. Коммуникативные– активно используют речевые средства Специальные предметные учебные умения Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка Совершенствование умений пользоваться словарями Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета: Соблюдение основных норм русского речевого этикета Учебно-тематический план № Раздел 1 Русский язык: прошлое и настоящее 2 Язык в действии 3 Секреты речи и текста Часы 15 11 8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Литература для учителя. 1. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, разработанной авторским коллективом: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В. Рылова Н.А.-М.: Просвещение, 2019 2. Русский родной язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др. ] – М.: Просвещение: Учебная литература, 2020. Технические средства обучения. Интерактивная доска. Программные средства. Microsoft Office 11 12 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В данном разделе представлено тематическое планирование для 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тематическое планирование рассчитано на 34 учебные недели, что составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Тематическое планирование отражает содержание курса, количество часов, отводимое на каждую тему. Дана характеристика основных видов деятельности обучающихся и формируемых универсальных учебных действий по каждой теме. № Дата Тема урока Тип урока Виды деятельности урообучающихся ФАКТ ка ПЛАН Формируемые УУД предметные 1 четверть (8 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 15 часов 1-2 По одёжке Урок Слова, обозначающие Овладевают встречают… открытия предметы первоначальными но традиционного представлениями о вых русского быта: как языке как основе знаний, называлось то, во что национального обретени раньше одевались самосоз нания. я новых дети. Пословицы, Понимают, что язык умений и поговорки, представляет собой навыков фразеологизмы, явление национальной возникновение культуры и основное которых связано с средство предметами и человеческого явлениями общения традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). личностные метапредметные Вид и формы контроля Проявляют чувство Р – принимают и Текущий гордости за свою Ро сохраняют учебную дину; осознают задачу. свою этническую и П–общеучебные: национальную ориентируются в принадлежность, учебнике знакомятся с (на развороте, в ценностями многона оглавлении, в ционального россий условных ского общества. обозначениях); учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия К-договариваются с одноклассниками (совместно с учителем) о правилах поведения и общения и 13 следуют им 3-4 Ржаной хлебушко калачу дедушка. ТЕСТ Урок открытия новых зна- Слова, обозначающие Учатся предметы ориентироваться в традиционного целях, задачах, русского быта: слова, средствах и условиях называющие то, что общения, выбирать ели адекватные Проявляют самостоятельность и личную ответствен ность за свои поступ- Р– планируют, Текущий контролируют и ТЕСТ оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, П– общеучебные – активно используют рече- ний, в старину. Сравнение языковые средства ки, в том числе вые средства и средства обретения русских пословиц и для успешного в информационной для решения коммуновых поговорок с решения деятельности, на никативных и умений и пословицами и коммуникативных основе познавательных задач; навыков поговорками других задач при составлении представлений оК – проявляют народов. несложных нравственных нор готовность слушать монологических мах, социальной собеседника и вести справедливости и диалог, высказываний и признавать свободе возможность письменных текстов существования различных точек зрения 14 5 Если Урок хорошие щи,откры тия так другой но вых пищи не ищи.знаний, Проверочная обретения работа. новых умений и навыков Слова, обозначающие Учатся Принимают и Р – овладевают Текущий предметы ориентироваться в осваивают способностью ПР/Р традиционного целях, задачах, социальную роль принимать и сохранять русского быта: слова, средствах и условиях обучающегося, цели и задачи учебной называющие то, что общения. мотивы учебной деятельности. ели в старину. деятельности и П – общеучебные – Сравнение личностный смысл используют различные фразеологизмов, учения; способы поиска, сбора, имеющих в разных обработки, анализа, языках общий смысл, организации, передачи и но различную интерпретации образную форму информации; (например, ехать в К – проявляют Тулу готовность слушать со своим самовасобеседника и вести ром (рус.); ехать в лес диалог. с дровами (тат.). Урок Пословицы, Имеют позитивное Проявляют Р – анализируют Текущий открытия поговорки, отношение к эстетиче ские эмоциональные нов фразеологизмы, правильной устной и потребности, состояния, полученные ых возникновение письменной речи как ценности и от успешной знаний, которых связано с показателям общей чувства. Владеют (неуспешной) обретения предметами и культуры навыками сотрудни- деятельности, новых явлениями оценивают их влияние и гражданской чества со умений и традиционного на настроение человека. позиции человека взрослыми и навыков русского быта: игры, П – общеучебные – сверстниками в утварь, орудия труда, используют различные различных еда, одежда способы поиска, сбора, социальных (например, каши не анализа, ситуациях, умением обработки, сваришь, ни за какие организации, передачи не создавать коврижки). интерпретации конфликты и видеть и выход из спорной информации; ситуации К –признавать 6-7 Каша – кормилица наша. 15 возможность существования различных точек зрения 8 Любишь Урок Пословицы, Осваивают Проявляют кататься –открыпоговорки, первоначальные эстетические люби и тия фразеологизмы, научные потребности, саночки нов возникновение представления о ценности и чувства возить. ых которых связано с лексике как элементе знаний, предметами и системы и структуры обретения явлениями русского языка. новых традиционного Осознают умений и русского быта: игры, безошибочное письмо навыков утварь, орудия труда, как одно из еда, одежда проявлений (например, каши несобственного уровня сваришь, ни за какиекультуры коврижки). Р – овладевают Текущий способностью принимать и сохранять учебную задачу. П – общеучебные – извлекают необходимую информацию из иллюстрации; овладевают базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; К – оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета 1 четверть – 8 часов 2 четверть (7 часов) 16 9 1011 Любишь Урок Пословицы, Проявляют Имеют целостный, Р – учатся планировать, Текущий кататься –открыпоговорки, позитивное отношение социально ориентиро контролировать и люби и тия фразеологизмы, к правильной устной и ванный взгляд на оценивать учебные саночки нов возникновение письменной речи как мир в его действия, определять возить. ых которых связано с показателям общей органичном наиболее эффективные знаний, предметами и культуры единстве и способы достижения обретения явлениями разнообразии результата. новых традиционного природы П – общеучебные: умений и русского быта: игры, осуществляют поиск навыков утварь, орудия труда, необходимой информации еда, одежда в словаре; (например, каши не К – в коммуникации сваришь, ни за какие строят понятные для коврижки). окружающих высказывания Делу Урок Пословицы, Осознают Овладевают Р – планируют, Текущий время, поговорки, безошибочное письмо целостным, контролируют и открыТЕСТ потехе фразеологизмы, как одно из социально ориоценивают учебные тия час. проявлений действия, определяют ентированным нов возникновение которых связано с собственного уровня взглядом на мир в наиболее эффективные ых и культуры, применяют его органичном способы достижения знаний, предметами явлениями орфографические единстве и результата. П– обретения традиционного общеучебные – новых правила и правила разнообразии русского быта: игры, природы, народов, используют рисунок, умений и постановки знаков навыков утварь, орудия труда, препинания при культур и религий текст для решения еда, одежда записи собственных и учебной задачи; (например, каши не предложенных логические – овладевают сваришь, ни за логическими действиями текстов. сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации К– определяют общую цель и пути еѐ достижения; 17 осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности. какие коврижки). Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. 18 1213 В решете воду Урок открыне удержишь. тия новых знаний, обретения новых умений и навыков Пословицы, Понимают, что язык Овладевают Р– принимают и Текущий поговорки, представляет собой навыками сохраняют цели и фразеологизмы, явление национальной сотрудничества со задачи учебной возникновение культуры и основное взрослыми и сверст деятельности, находя которых связано с средство никами в средства еѐ предметами и человеческого различных реализации. явлениями общения; осознаютсоциальных П–общеучебные – традиционного ситуаци ях, умеют овладевают базовыми роль русского быта: игры, русского не создавать предметными и утварь, орудия языка конфликты и межпредметными труда, еда, одежда видеть выход из понятиями, (например, каши не спорной ситуации отражающими сваришь, ни за какие существенные связи и коврижки). Слова, отношения между обозначающие объектами и предметы процессами; логи традиционного ческие – составляют русского быта: тексты в устной и слова, называющие письдомашнюю утварь. менной формах. К– активно используют речевые средства Слова, Овладевают Имеют установку Р – планируют Текущий Урок открыобозначающие первоначальными на безопасный, решение учебной тия новых предметы представлениями о здоровый образ задачи: вы страивают знаний, традиционного нормах русского жизни, мотивацию последовательность обретения быта: языка к творческому необходимых новых умений русского слова, связанные с (орфоэпическими, труду, к работе на операций и навыков традицией русского лексическими, результат, П–общеучебные – чаепития. грамматическими, бережному овладевают орфографическими, отношению к начальными пунктуационными) материальным и сведениями о 14 Самовар кипит, уходить не велит. 19 духовным ценностям 15 Проверочная Урок повторе- Представление Имеют позитивное работа: результатов отношение к ния и представление систематизации выполнения правильной устной и результатов проектного задания письменной речи как «Почему это так показателям общей называется?» культуры выполнения знаний проектного задания «Почему это так называется?». сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности К – проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты с учѐтом интересов сторон и сотрудничества Проявляют Р – анализируют Текущий эстетиче ские эмоциональные ПР/Р потребности, состояния, ценности и полученные от чувства. Владеют успешной навыками (неуспешной) сотрудни- деятельности, оценивают их влияние на настроение человека. П – общеучебные – используют различные и гражданской чества со взрослыми способы поиска, сбора, и сверстниками в обработки, анализа, позиции человека различных организации, передачи социальных и интерпретации инситуациях, умением формации; не создавать К –признавать конфликты и видеть возможность 20 выход из спорной существования ситуации различных точек зрения и права каждого иметь свою, 2 четверть – 7 часов 1617 Помогает ли Урок ударение открытия различать нов слова? ых знаний, обретения новых умений и навыков 3 четверть (11 часов) Раздел 2. Язык в действии – 11 часов Смыслоразличительная Воспринимают Проявляют эстетиче Р – корректируют Текущий роль ударения. Как безошибочное письмо ские потребности, деятельность: вносят правильно произносить как одно из ценности изме нения в процесс с слова проявлений собствен- и чувства учетом возникших (пропедевтическая трудностей и ошибок, работа по ного уровня культуры, намечают способы их предупреждению устранения. применяют ошибок в орфографические П – овладевают произношении слов в правила и правила навыками смыслового речи). чтения текстов постановки знаков Смыслоразличительная препинания при записи различных стилей и роль ударения. жанров в соответствии собственных и Наблюдение за предложенных текстов. с целями и задачами: изменением места осознанно строят ударения в речевое высказывание поэтическом тексте. в соответствии с Работа со словарем задачами ударений. коммуникации и составляют тексты в устной и письменной формах; К – проявляют готовность конструктивно 21 разрешать конфликты с учѐтом интересов сторон и сотрудничества 1819 Для чего Урок нужны открытия синонимы? нов ых знаний, ТЕСТ обретения новых умений и навыков Обогащение активного Знакомятся с первона Проявляют основы Р – овладевают Текущий и пассивного чальными гражданской способностью ТЕСТ словарного запаса. представлениями о идентичности принимать и сохранять Проведение нормах русского языка личности, цели и задачи учебной синонимических замен (орфоэпических, восприятие своей деятельнос учѐтом особенностей лексических, граммати этнической сти, находить средства ческих, принадлежности и еѐ осуществления. П – текста орфографических, культурной общеучебные – пунктуационных) и идентичности на используют различные правилах речевого основе осознания способы поиска (в этике«Я» как гражданина справочных Роста источниках), сбора, сии) обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; К – активно используют речевые 22 средства для решения коммуникативных задач 20 Для чего Урок Обогащение Знакомятся с первона Проявляют основы Р – овладевают Текущий нужны открытия активного и чальными гражданской способностью антонимы? новых пассивного представлениями о идентичности принимать и сохранять знаний, словарного запаса. нормах русского языка личности, цели и задачи учебной обретени Уточнение (орфоэпических, восприятие своей деятельноя новых лексического лексических, этнической сти, находить средства умений и значения антонимов. грамматических, принадлежности и еѐ осуществления. П – навыков орфографических, культурной общеучебные – пунктуационных) и идентичности на используют различные правилах речевого основе осознания способы поиска (в «Я» как гражданина справочных этикеРоста источниках), сбора, сии) обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; К – активно используют речевые средства для решения коммуникативных задач 23 2123 Как появились Урок пословиц открыыи тия фразеологизмы? новых знаний, Словарная обработа ретения новых умений и навыков 2425 Как можно Урок объяснить открытия значение слова? но вых знаний, обретени я новых умений и навыков Сравнение русских Осваивают Проявляют: Р – овладевают Текущий пословиц и первоначальные этические чувства, способностью СЛ/Д поговорок с научные доброжелательность принимать и сохранять пословицами и представления ои эмоционально- цели и задачи учебной поговорками других системе и структуре нравственную деятельности, народов. Сравнение русского языка: отзывчивость, осуществлять поиск фразеологизмов, лексике, синтаксисе; понимание и средств еѐ реализации. имеющих в разных об основных единицах сопереживание П – общеучебные – языках общий смысл, язы ка, их признаках и чувствам других осознанно и но различную особенностях людей произвольно строят образную форму употребления речевые высказывания в устной форме; в речи К – в коммуникации строят понятные для окружающих высказывания Разные способы Учатся Проявляют Р – оценивают уровень Текущий толкования значения ориентироваться в самостоятельность и овладения тем или слов. Наблюдение за целях, задачах, личную иным учебным сочетаемостью слов. средствах и условиях ответственность за действием (отвечают на общения, выбирать свои поступки, в том во прос «Что я не знаю адекватные языковые числе в информаци и не умею?»). средства для онной деятельности, П – общеучебные – успешного решения на основе используют коммуникативных представлений о знаковосимволические задач п нравственных средства для решения нормах учеб ной задачи; К – определяют общую цель и пути еѐ дос тижения; 24 26 Практическая Урок работа: повторе«Встречается ния и ли в сказках и система стихах тизации необычное знаний ударение?» Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» Структурирование Оценивание своей Учитывать степень Текущий знаний; выбор работы на основе сложности задания и ПР/Р наиболее заданных определять для себя эффективных критериев. возможность / способов решения невозможность его владение выполнения. монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксиче- скими родного языка; нормами 3 четверть – 11 часов 27 4 четверть (8 часов) Раздел 3. Секреты речи и текста – 8 часов Учимся вести Урок Приемы общения: Учатся Проявляют Р– планируют, Текущий диалог. открытия убеждение, ориентироваться в самостоятельность и контролируют и новых уговаривание, целях, задачах, личную ответствен оценивают учебные знаний, просьба, похвала и средствах и условиях ность за свои действия в соответствии с обретения др., сохранение общения, поставленной задачей и поступновых инициативы в ки, в том числеусловиями еѐ реализации, умений и диалоге, уклонение выбирать адекватные в информационной П–общеучебные – активно навыков от инициативы, языковые средства для деятельности, речевые на используют завершение успешного решения основе средства и средства для диалога и др. коммуникативных представлений о решения комму(например, как задач при составлении нравственных и нор никативных правильно не сложных мах, познавательных задач; К социальной выразить монологических справедливости и – проявляют готовность несогласие; как высказываний и слушать собеседника и свободе 25 2829 Составляем развернутое толкование значения слова. ТЕСТ Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков убедить товарища). письменных текстов вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, Особенности Осваивают Проявляют русского речевого первоначальные эстетические этикета. научные потребности, Устойчивые представления о ценности и чувства этикетные лексике как элементе выражения в системы и структуры учебнонаучной русского языка. коммуникации: Осознают формы обращения; безошибочное письмо использование как одно из обращения ты и проявлений вы. собственного уровня культуры Р – овладевают Текущий способностью принимать и ТЕСТ сохранять учебную задачу. П – общеучебные – извлекают необходимую информацию из иллюстрации; овладевают базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; К – оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета 26 3031 Устанавливаем Урок связь открытия предложеновых ний в тексте знаний, обретения новых умений и навыков Практическое Овладевают Имеют установку на Р – планируют решение Текущий овладение первоначальными безопасный, учебной задачи: вы средствами связи: представлениями о здоровый образ страивают лексический нормах русского языка жизни, мотивацию к последовательность повтор, (орфоэпическими, творческому необходимых операций местоименный лексическими, П–общеучебные – труду, повтор. Устный грамматическими, к работе на овладевают начальными ответ как жанр орфографи ческими, результат, сведениями о сущности и монологической пунктуационособенностях объектов, бережному устной учебно- ными) и явлений отношению к процессов научной речи. материальным и действительности Различные виды духовным ценноК – проявляют готовность отвеконструктивно разрешать конфликты с учѐтом интересов сторон и сотрудничества тов: развернутый стям ответ, ответдобавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор 27 Создание текстов- Учатся Принимают и Р – овладевают Текущий ориентироваться в осваивают способностью принимать инструкций. целях, задачах, социальную роль и сохранять цели и задачи Создание текстовсредствах и условиях обучающегося, учебной деятельности. повествований: общения. мотивы учебной П – общеучебные – заметки о деятельности и используют различные посещении музеев; личностный смысл способы поиска, сбора, повествование об учения; обработки, анализа, участии в организации, передачи и народных интерпретации праздниках. информации; К – проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог. 34 Представление Урок Устный ответ как Осознанное и произ Учитывает правила Р – осуществляют Текущий результатов открытия жанр вольное построение в планировании и итоговый и пошаговый ПР/Р выполнения новых монологической речевого высказывания кон троле способа контроль по результату. проектн знаний, устной учебно- в устной и письменной выпол нения П – общеучебные: ых заданий. обретения научной речи. форме; смысловое учебной задачи. осуществляют поиск ин Создание текста: чтение; владение Использует язык с формации в тексте; Проверочная новых умений и развёрнутое монологической и целью поиска К – умеют в работа. навыков/урок толкование диалогической необхо димой коммуникации строить контроля значения слова. формами речи информации в понятные для партнеров составление плана и различных высказывания последовательности источниках для действий; решения учебных задач. 4 четверть – 8 часов Итого за год - 34 часа 3233 Создаѐм Урок тексты открытия инструкции и новых тексты знаний, повествования. обретения новых умений и навыков 28