Рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса

Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс Родной русский язык
Уровень обучения базовый, год обучения второй
для учащихся 2 классов
УМК: «Школа России»
Составитель: МО учителей начальных классов

г. Улан – Удэ, 2022
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку разработана в соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября
2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11
декабря 2020 г.;
 Приказом Минпросвещения РФ № 286 от 31.05. 2021 г. «Об утверждении ФГОС
НОО»;
 Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
 Примерными образовательными программами, утверждёнными Министерством
просвещения
 Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников,
утверждённых,
рекомендованных
(допущенных)
к
использованию
в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
программы начального образования;
 Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 №
2/20);
 Программой воспитания и социализации учащихся школы.
Общая характеристика учебного предмета
Родной (русский) язык– один из основных предметов в системе начального образования.
Он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно –
нравственному воспитанию ребёнка, а также сохранению языковой культуры народа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной язык». На
уроках обучающиеся учатся не только писать и читать на родном (русском) языке, но и
знакомятся с художественными произведениями своего народа, нравственный потенциал
которых очень высок. Данный предмет знакомит обучающихся с нравственными
ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Цели курса
Цель родного (русского) языка соотносится с главными задачами реализации
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования в предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном
языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке;
- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской)
литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего
народа.
Задачи курса
В соответствии с этой целью ставятся задачи:

2


развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на
родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке;

развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному
(русскому) языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической
ценности, гордости и уважения к родному (русскому) языку;

воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит,
и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её
правильной, точной, богатой.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного языка опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык
и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные
линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями
основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
 совершенствование у младших школьников как носителей языка способности
ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
 изучение исторических фактов развития языка;
 расширение представлений о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
 включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов,
об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национальнокультурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах
русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее
наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков
использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок
ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх
видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков
младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в
речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним
из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие
умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты
разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Формы и методы, технологии обучения.
Для достижения поставленных в программе задач используются различные формы,
методы, технологии обучения: урок повторения изученного материала, урок контроля
знаний, комбинированный урок, урок закрепления полученных знаний, уроки-викторины.
3

Формы обучения: беседа, дискуссия¸ работа в парах, работа в группах, проектная
деятельность. В данной образовательной системе успешно реализуется технологии
проблемно-диалогического обучения.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Обучающийся научится:
•
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учѐбе как
интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
понимание ценности нравственных норм, закреплѐнных в языке народа, для жизни
и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); Обучающийся получит
возможность научиться:
•
чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств
эстетической красоты и точности русского слова;
•
осознания русского языка как основного средства общения народов России;
•
осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств,
понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и
чувств;
•
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа,
понимания того, что изменения в культуре народа находят своѐ отражение в языке;
•
понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к
особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его
истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач
(передавать информацию, просить, доказывать).
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
•
самостоятельно организовывать своѐ рабочее место;
•
понимать цель выполняемых действий;
•
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
•
понимать важность планирования работы;
•
осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи
(орфограммы в корне слов);
•
выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в
соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
•
осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с
заданным эталоном;
•
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические
ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
•
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
•
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при
написании творческой работы, создании проектов;
•
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как
работали;
4

•
•

осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками
или без ошибок, в чѐм проявилась сложность выполнения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
•
ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
•
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых
задач;
•
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
•
строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
•
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя различные справочные материалы: толковые словари, детские
энциклопедии и др.;
•
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления,
справочного бюро;
•
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку,
пунктам
плана);
•
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
•
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
•
владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с
историческим
корнем).
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
•
выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
•
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
•
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
быть
терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
•
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения
(обращение, вежливые слова);
•
озаглавливать текст;
•
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
•
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
(обратиться с просьбой, поздравить);
•
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты изучения предмета «Родной язык»:
5

1) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
2) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
3) формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве
познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
4) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
5) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития,
6) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Обучающийся научится:

оценивать
правильность
(уместность)
выбора
языковых
и
неязыковых
средств
устного
общения
на
уроке,
в
школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение и аргументировать его;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность
выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений)
и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых
текстов).
Требования к результатам освоения курса
Изучение курса «Родной язык» должно обеспечивать:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры,
включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление
красоты и величия русского языка;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении,
формирование
6

аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне начального
общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1.

Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
 осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
 распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова,
обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная
лексика);
 понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);
 понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений;
правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);
 понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в
рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
стилистическими),
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
 осознание
важности
соблюдения норм
современного
русского
литературного языка для культурного человека;
 соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
 соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
 обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей
и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка:
 произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
 осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного
языка:
 выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной
действительности;
 проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
 выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
 редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок
или с целью более точной передачи смысла;



7

соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка:
 употребление отдельных грамматических форм имен существительных:
словоизменение
отдельных
форм
множественного
числа
имен
существительных;
 употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями
отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени;
 выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок,
связанных с нарушением согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации
подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено
глаголом в форме прошедшего времени);
 редактирование письменного текста с целью исправления грамматических
ошибок;
совершенствование умений пользоваться словарями:
 использование учебных толковых словарей для определения лексического
значения слова, для уточнения нормы формообразования;
 использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей
синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе
редактирования текста;
 использование учебного орфоэпического словаря для определения
нормативного произношения слова, вариантов произношения;
 использование учебных
словарей для уточнения состава слова;
использование учебных этимологических словарей для уточнения
происхождения слова;
 использование орфографических словарей для определения нормативного
написания слов;
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
 соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского
речевого этикета;
 различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации.
Формы и средства контроля результатов по программе
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы
разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы,
проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка наблюдений).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии учебным планом рабочая программа составлена из расчёта 1 час в
неделю, 34 часа в год. Курс родного (русского) языка изучается во 2 классе.
•

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметное содержание
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
8

1)
слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват,
ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2)
слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи,
похлѐбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего
времени;
3)
слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка,
тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,
одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц
и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например,
ехать в Тулу со своим самоваром
(рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проверочная работа: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (11 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения
в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение
синонимических замен с учѐтом особенностей текста. Уточнение лексического значения
антонимов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но
различную образную форму.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (8 часа)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные
виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении
музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной
язык» Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка
опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области
«Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные
содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными
линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и
имеют преимущественно практикоориентированный характер.
9

Целевыми установками данного курса являются:
•
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности
ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
•
изучение исторических фактов развития языка;
•
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
•
включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов,
об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национальнокультурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах
русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение
за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования
языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован
на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного
русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и
осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырѐх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших
школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом
общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из
ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие
умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты
разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
№ Раздел Часы
1 Русский
15
язык:
прошлое
и
настоящее
2

Язык в
действии

11

Универсальные учебные действия
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные–общеучебные: ориентируются в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); учатся
планировать, контролировать и оценивать учебные действия
Коммуникативные-договариваются с одноклассниками (совместно
с учителем) о правилах поведения и общения и следуют им
Регулятивные – овладевают способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности.
Познавательные – общеучебные – используют различные способы
поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации;
Коммуникативные – проявляют готовность слушать собеседника и
вести диалог.

10

3

•
•
•
•
•

•
•
•

Секреты
речи и
текста

8

Регулятивные– принимают и сохраняют цели и задачи учебной
деятельности, находя средства еѐ реализации.
Познавательные–общеучебные – овладевают базовыми
предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
логические – составляют тексты в устной и письменной формах.
Коммуникативные– активно используют речевые средства

Специальные предметные учебные умения
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта
использования языковых норм в речевой практике
Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка
Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного
языка:
Соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного
языка
Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного
русского литературного языка
Совершенствование умений пользоваться словарями
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
Соблюдение основных норм русского речевого этикета
Учебно-тематический план

№
Раздел
1 Русский язык: прошлое и настоящее
2 Язык в действии
3 Секреты речи и текста

Часы
15
11
8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учителя.
1. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования,
разработанной авторским коллективом: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И.
Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л.
А., Соколова О. В. Рылова Н.А.-М.: Просвещение, 2019
2. Русский родной язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [О.М.
Александрова и др. ] – М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.
Технические средства обучения.
Интерактивная доска.
Программные средства.
Microsoft Office

11

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В данном разделе представлено тематическое планирование для 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС начального общего
образования. Тематическое планирование рассчитано на 34 учебные недели, что составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Тематическое
планирование отражает содержание курса, количество часов, отводимое на каждую тему. Дана характеристика основных видов
деятельности обучающихся и формируемых универсальных учебных действий по каждой теме.
№ Дата
Тема урока Тип урока Виды деятельности
урообучающихся
ФАКТ
ка
ПЛАН

Формируемые УУД
предметные

1 четверть (8 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 15 часов
1-2
По одёжке Урок
Слова, обозначающие Овладевают
встречают… открытия предметы
первоначальными
но традиционного
представлениями о
вых
русского быта: как языке как основе
знаний, называлось то, во что национального
обретени раньше одевались
самосоз нания.
я новых дети. Пословицы,
Понимают, что язык
умений и поговорки,
представляет собой
навыков фразеологизмы,
явление национальной
возникновение
культуры и основное
которых связано с
средство
предметами и
человеческого
явлениями
общения
традиционного
русского быта: игры,
утварь, орудия труда,
еда, одежда
(например, каши не
сваришь, ни за какие
коврижки).

личностные

метапредметные

Вид и
формы
контроля

Проявляют чувство Р – принимают и
Текущий
гордости за свою Ро сохраняют учебную
дину; осознают
задачу.
свою этническую и П–общеучебные:
национальную
ориентируются в
принадлежность,
учебнике
знакомятся с
(на развороте, в
ценностями многона оглавлении, в
ционального россий условных
ского общества.
обозначениях);
учатся планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия
К-договариваются с
одноклассниками
(совместно с
учителем) о
правилах поведения
и общения и
13

следуют им
3-4

Ржаной
хлебушко
калачу
дедушка.

ТЕСТ

Урок
открытия
новых
зна-

Слова, обозначающие Учатся
предметы
ориентироваться в
традиционного
целях, задачах,
русского быта: слова, средствах и условиях
называющие то, что общения, выбирать
ели
адекватные

Проявляют
самостоятельность
и личную
ответствен ность за
свои поступ-

Р– планируют,
Текущий
контролируют и
ТЕСТ
оценивают учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
еѐ реализации, П–
общеучебные –
активно используют
рече-

ний,
в старину. Сравнение языковые
средства ки, в том числе вые средства и средства
обретения русских пословиц и для
успешного в информационной для решения коммуновых
поговорок
с решения
деятельности,
на никативных
и
умений и пословицами
и коммуникативных
основе
познавательных задач;
навыков поговорками других задач при составлении представлений
оК
–
проявляют
народов.
несложных
нравственных нор готовность
слушать
монологических
мах,
социальной собеседника и вести
справедливости
и диалог,
высказываний и
признавать
свободе
возможность
письменных текстов
существования
различных точек зрения

14

5

Если
Урок
хорошие щи,откры тия
так
другой но вых
пищи не ищи.знаний,
Проверочная обретения
работа.
новых
умений и
навыков

Слова, обозначающие Учатся
Принимают и
Р – овладевают
Текущий
предметы
ориентироваться
в осваивают
способностью
ПР/Р
традиционного
целях,
задачах, социальную роль
принимать и сохранять
русского быта: слова, средствах и условиях обучающегося,
цели и задачи учебной
называющие то, что общения.
мотивы учебной
деятельности.
ели
в
старину.
деятельности и
П – общеучебные –
Сравнение
личностный смысл используют различные
фразеологизмов,
учения;
способы поиска, сбора,
имеющих в разных
обработки, анализа,
языках общий смысл,
организации, передачи и
но
различную
интерпретации
образную
форму
информации;
(например, ехать в
К – проявляют
Тулу
готовность слушать
со
своим самовасобеседника и вести
ром (рус.); ехать в лес
диалог.
с дровами (тат.).
Урок
Пословицы,
Имеют
позитивное Проявляют
Р
–
анализируют Текущий
открытия поговорки,
отношение
к эстетиче
ские эмоциональные
нов фразеологизмы,
правильной устной и потребности,
состояния, полученные
ых
возникновение
письменной речи как ценности
и от
успешной
знаний, которых связано с показателям
общей чувства.
Владеют (неуспешной)
обретения предметами
и культуры
навыками сотрудни- деятельности,
новых
явлениями
оценивают их влияние
и
гражданской чества со
умений и традиционного
на настроение человека.
позиции человека
взрослыми и
навыков русского быта: игры,
П – общеучебные –
сверстниками в
утварь, орудия труда,
используют различные
различных
еда,
одежда
способы поиска, сбора,
социальных
(например, каши не
анализа,
ситуациях, умением обработки,
сваришь, ни за какие
организации,
передачи
не создавать
коврижки).
интерпретации
конфликты и видеть и
выход из спорной информации;
ситуации
К –признавать

6-7

Каша –
кормилица
наша.

15

возможность
существования
различных точек зрения
8

Любишь Урок
Пословицы,
Осваивают
Проявляют
кататься –открыпоговорки,
первоначальные
эстетические
люби
и тия
фразеологизмы,
научные
потребности,
саночки
нов возникновение
представления
о ценности и чувства
возить.
ых
которых связано с лексике как элементе
знаний, предметами
и системы и структуры
обретения явлениями
русского
языка.
новых
традиционного
Осознают
умений и русского быта: игры, безошибочное письмо
навыков утварь, орудия труда, как
одно
из
еда,
одежда проявлений
(например, каши несобственного уровня
сваришь, ни за какиекультуры
коврижки).

Р
–
овладевают Текущий
способностью принимать
и сохранять учебную
задачу.
П – общеучебные –
извлекают необходимую
информацию
из
иллюстрации; овладевают
базовыми предметными
понятиями,
отражающими
существенные связи и
отношения
между
объектами и процессами;
К – оформляют
диалогические
высказывания в
соответствии с
требованиями речевого
этикета

1 четверть – 8 часов
2 четверть (7 часов)

16

9

1011

Любишь Урок
Пословицы,
Проявляют
Имеют целостный, Р – учатся планировать, Текущий
кататься –открыпоговорки,
позитивное отношение социально ориентиро контролировать
и
люби
и тия
фразеологизмы,
к правильной устной и ванный взгляд на
оценивать
учебные
саночки
нов возникновение
письменной речи как мир в его
действия,
определять
возить.
ых
которых связано с показателям
общей органичном
наиболее
эффективные
знаний, предметами
и культуры
единстве и
способы
достижения
обретения явлениями
разнообразии
результата.
новых
традиционного
природы
П
–
общеучебные:
умений и русского быта: игры,
осуществляют
поиск
навыков утварь, орудия труда,
необходимой информации
еда,
одежда
в словаре;
(например, каши не
К – в коммуникации
сваришь, ни за какие
строят понятные для
коврижки).
окружающих
высказывания
Делу
Урок
Пословицы,
Осознают
Овладевают
Р – планируют,
Текущий
время,
поговорки,
безошибочное письмо целостным,
контролируют и
открыТЕСТ
потехе
фразеологизмы,
как
одно
из социально ориоценивают учебные
тия
час.
проявлений
действия, определяют
ентированным
нов возникновение
которых
связано
с
собственного
уровня
взглядом
на
мир
в
наиболее эффективные
ых
и культуры, применяют его органичном
способы достижения
знаний, предметами
явлениями
орфографические
единстве
и
результата. П–
обретения
традиционного
общеучебные –
новых
правила и правила разнообразии
русского
быта:
игры,
природы,
народов,
используют рисунок,
умений и
постановки
знаков
навыков утварь, орудия труда, препинания
при культур и религий текст для решения
еда,
одежда записи собственных и
учебной задачи;
(например, каши не предложенных
логические – овладевают
сваришь, ни за
логическими действиями
текстов.
сравнения, анализа,
синтеза, обобщения,
классификации
К– определяют общую
цель и пути еѐ
достижения;
17

осуществляют взаимный
контроль в совместной
деятельности.

какие
коврижки).
Слова,
обозначающие
предметы
традиционного
русского
быта:
слова, называющие
игры и игрушки.

18

1213

В решете воду Урок открыне удержишь. тия новых
знаний,
обретения
новых умений
и навыков

Пословицы,
Понимают, что язык Овладевают
Р–
принимают
и Текущий
поговорки,
представляет
собой навыками
сохраняют цели и
фразеологизмы,
явление национальной сотрудничества со задачи
учебной
возникновение
культуры и основное взрослыми и сверст деятельности, находя
которых связано с средство
никами
в средства
еѐ
предметами
и человеческого
различных
реализации.
явлениями
общения;
осознаютсоциальных
П–общеучебные
–
традиционного
ситуаци ях, умеют овладевают базовыми
роль
русского быта: игры, русского
не
создавать предметными
и
утварь,
орудия языка
конфликты
и межпредметными
труда, еда, одежда
видеть выход из понятиями,
(например, каши не
спорной ситуации отражающими
сваришь, ни за какие
существенные связи и
коврижки). Слова,
отношения
между
обозначающие
объектами
и
предметы
процессами;
логи
традиционного
ческие – составляют
русского
быта:
тексты в устной и
слова, называющие
письдомашнюю утварь.
менной формах.
К– активно
используют речевые
средства
Слова,
Овладевают
Имеют установку Р
–
планируют Текущий
Урок открыобозначающие
первоначальными
на
безопасный,
решение
учебной
тия новых
предметы
представлениями
о здоровый
образ задачи: вы страивают
знаний,
традиционного
нормах
русского
жизни,
мотивацию
последовательность
обретения
быта: языка
к
творческому необходимых
новых умений русского
слова, связанные с (орфоэпическими,
труду, к работе на операций
и навыков
традицией русского лексическими,
результат,
П–общеучебные
–
чаепития.
грамматическими,
бережному
овладевают
орфографическими,
отношению
к начальными
пунктуационными)
материальным
и сведениями
о

14

Самовар
кипит,
уходить не
велит.

19

духовным
ценностям

15

Проверочная Урок повторе- Представление
Имеют
позитивное
работа:
результатов
отношение
к
ния
и
представление систематизации выполнения
правильной устной и
результатов
проектного задания письменной речи как
«Почему это так показателям
общей
называется?»
культуры

выполнения знаний
проектного
задания
«Почему это
так
называется?».

сущности
и
особенностях объектов, процессов и
явлений
действительности
К
–
проявляют
готовность
конструктивно
разрешать конфликты
с учѐтом интересов
сторон и
сотрудничества
Проявляют Р – анализируют Текущий
эстетиче ские эмоциональные
ПР/Р
потребности, состояния,
ценности и полученные
от
чувства. Владеют успешной
навыками (неуспешной)
сотрудни- деятельности,
оценивают их влияние
на настроение человека.
П – общеучебные –
используют
различные

и
гражданской чества со взрослыми способы поиска, сбора,
и сверстниками в обработки,
анализа,
позиции человека
различных
организации, передачи
социальных
и интерпретации инситуациях, умением формации;
не
создавать К
–признавать
конфликты и видеть возможность
20

выход из спорной существования
ситуации
различных
точек
зрения
и
права
каждого иметь свою,

2 четверть – 7 часов

1617

Помогает ли Урок
ударение
открытия
различать
нов
слова?
ых знаний,
обретения
новых
умений и
навыков

3 четверть (11 часов)
Раздел 2. Язык в действии – 11 часов
Смыслоразличительная Воспринимают
Проявляют эстетиче Р – корректируют Текущий
роль ударения. Как безошибочное письмо ские
потребности, деятельность: вносят
правильно произносить как
одно
из ценности
изме нения в процесс с
слова
проявлений собствен- и чувства
учетом
возникших
(пропедевтическая
трудностей и ошибок,
работа
по ного уровня культуры,
намечают способы их
предупреждению
устранения.
применяют
ошибок
в орфографические
П
–
овладевают
произношении слов в правила и правила
навыками смыслового
речи).
чтения
текстов
постановки
знаков
Смыслоразличительная препинания при записи
различных стилей и
роль ударения.
жанров в соответствии
собственных
и
Наблюдение
за предложенных текстов.
с целями и задачами:
изменением
места
осознанно
строят
ударения
в
речевое высказывание
поэтическом
тексте.
в
соответствии
с
Работа со словарем
задачами
ударений.
коммуникации
и
составляют тексты в
устной и письменной
формах;
К
–
проявляют
готовность
конструктивно
21

разрешать конфликты
с учѐтом интересов
сторон
и
сотрудничества

1819

Для
чего Урок
нужны
открытия
синонимы?
нов
ых знаний,
ТЕСТ
обретения
новых
умений и
навыков

Обогащение активного Знакомятся с первона Проявляют основы Р
–
овладевают Текущий
и
пассивного чальными
гражданской
способностью
ТЕСТ
словарного
запаса. представлениями
о идентичности
принимать и сохранять
Проведение
нормах русского языка личности,
цели и задачи учебной
синонимических замен (орфоэпических,
восприятие
своей деятельнос учѐтом особенностей лексических, граммати этнической
сти, находить средства
ческих,
принадлежности и еѐ осуществления. П –
текста
орфографических,
культурной
общеучебные
–
пунктуационных)
и идентичности
на используют различные
правилах
речевого основе
осознания способы поиска (в
этике«Я» как гражданина справочных
Роста
источниках),
сбора,
сии)
обработки,
анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации;
К
–
активно
используют речевые
22

средства для решения
коммуникативных
задач

20

Для
чего Урок
Обогащение
Знакомятся с первона Проявляют основы Р
–
овладевают Текущий
нужны
открытия активного
и чальными
гражданской
способностью
антонимы?
новых
пассивного
представлениями
о идентичности
принимать и сохранять
знаний, словарного
запаса. нормах русского языка личности,
цели и задачи учебной
обретени Уточнение
(орфоэпических,
восприятие
своей деятельноя новых лексического
лексических,
этнической
сти, находить средства
умений и значения антонимов. грамматических,
принадлежности и еѐ осуществления. П –
навыков
орфографических,
культурной
общеучебные
–
пунктуационных)
и идентичности
на используют различные
правилах
речевого основе
осознания способы поиска (в
«Я» как гражданина справочных
этикеРоста
источниках),
сбора,
сии)
обработки,
анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации;
К – активно
используют речевые
средства для решения
коммуникативных
задач

23

2123

Как появились Урок
пословиц открыыи
тия
фразеологизмы? новых
знаний,
Словарная
обработа
ретения
новых
умений и
навыков

2425

Как можно
Урок
объяснить
открытия
значение слова?
но
вых
знаний,
обретени
я новых
умений и
навыков

Сравнение русских Осваивают
Проявляют:
Р
–
овладевают Текущий
пословиц
и первоначальные
этические чувства, способностью
СЛ/Д
поговорок
с научные
доброжелательность принимать и сохранять
пословицами
и представления
ои
эмоционально- цели и задачи учебной
поговорками других системе и структуре нравственную
деятельности,
народов. Сравнение русского
языка: отзывчивость,
осуществлять
поиск
фразеологизмов,
лексике, синтаксисе; понимание
и средств еѐ реализации.
имеющих в разных об основных единицах сопереживание
П – общеучебные –
языках общий смысл, язы ка, их признаках и чувствам
других осознанно
и
но
различную особенностях
людей
произвольно
строят
образную форму
употребления
речевые высказывания
в устной форме;
в речи
К – в коммуникации
строят понятные для
окружающих
высказывания
Разные
способы Учатся
Проявляют
Р – оценивают уровень Текущий
толкования значения ориентироваться
в самостоятельность и овладения
тем
или
слов. Наблюдение за целях,
задачах, личную
иным
учебным
сочетаемостью слов. средствах и условиях ответственность за действием (отвечают на
общения,
выбирать свои поступки, в том во прос «Что я не знаю
адекватные языковые числе в информаци и не умею?»).
средства
для онной деятельности, П – общеучебные –
успешного
решения на
основе используют
коммуникативных
представлений
о знаковосимволические
задач п
нравственных
средства для решения
нормах
учеб ной задачи;
К – определяют общую
цель и пути еѐ дос
тижения;

24

26

Практическая Урок
работа:
повторе«Встречается ния
и
ли в сказках и система
стихах
тизации
необычное
знаний
ударение?»

Слушаем и учимся
читать фрагменты
стихов и сказок, в
которых есть слова с
необычным
произношением и
ударением»

Структурирование
Оценивание своей Учитывать
степень Текущий
знаний;
выбор работы на основе сложности задания и ПР/Р
наиболее
заданных
определять для себя
эффективных
критериев.
возможность
/
способов
решения
невозможность
его
владение
выполнения.
монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
грамматическими и
синтаксиче-

скими
родного
языка;

нормами

3 четверть – 11 часов

27

4 четверть (8 часов)
Раздел 3. Секреты речи и текста – 8 часов
Учимся вести Урок
Приемы общения: Учатся
Проявляют
Р–
планируют, Текущий
диалог.
открытия
убеждение,
ориентироваться
в самостоятельность и контролируют
и
новых уговаривание,
целях,
задачах, личную ответствен оценивают
учебные
знаний,
просьба, похвала и средствах и условиях ность
за
свои действия в соответствии с
обретения
др.,
сохранение общения,
поставленной задачей и
поступновых
инициативы
в
ки, в том числеусловиями еѐ реализации,
умений и
диалоге, уклонение выбирать адекватные в информационной П–общеучебные – активно
навыков
от
инициативы, языковые средства для деятельности,
речевые
на используют
завершение
успешного
решения основе
средства и средства для
диалога
и
др. коммуникативных
представлений
о решения комму(например,
как задач при составлении нравственных
и
нор никативных
правильно
не
сложных мах,
познавательных
задач;
К
социальной
выразить
монологических
справедливости
и – проявляют готовность
несогласие;
как высказываний и
слушать собеседника и
свободе
25

2829

Составляем
развернутое
толкование
значения
слова.
ТЕСТ

Урок
открытия
новых
знаний,
обретения
новых
умений и
навыков

убедить товарища). письменных текстов

вести диалог, признавать
возможность
существования различных
точек зрения и права
каждого иметь свою,

Особенности
Осваивают
Проявляют
русского речевого первоначальные
эстетические
этикета.
научные
потребности,
Устойчивые
представления
о ценности и чувства
этикетные
лексике как элементе
выражения
в системы и структуры
учебнонаучной
русского
языка.
коммуникации:
Осознают
формы обращения; безошибочное письмо
использование
как
одно
из
обращения ты и проявлений
вы.
собственного уровня
культуры

Р
–
овладевают Текущий
способностью принимать и ТЕСТ
сохранять учебную задачу.
П – общеучебные –
извлекают необходимую
информацию
из
иллюстрации; овладевают
базовыми предметными
понятиями, отражающими
существенные связи и
отношения
между
объектами и процессами;
К – оформляют
диалогические
высказывания в
соответствии с
требованиями речевого
этикета

26

3031

Устанавливаем Урок
связь
открытия
предложеновых
ний в тексте знаний,
обретения
новых
умений и
навыков

Практическое
Овладевают
Имеют установку на Р – планируют решение Текущий
овладение
первоначальными
безопасный,
учебной
задачи:
вы
средствами связи: представлениями
о здоровый
образ страивают
лексический
нормах русского языка жизни, мотивацию к последовательность
повтор,
(орфоэпическими,
творческому
необходимых операций
местоименный
лексическими,
П–общеучебные
–
труду,
повтор.
Устный грамматическими,
к
работе
на овладевают начальными
ответ как жанр орфографи
ческими, результат,
сведениями о сущности и
монологической
пунктуационособенностях
объектов,
бережному
устной
учебно- ными)
и
явлений
отношению
к процессов
научной
речи.
материальным
и действительности
Различные
виды
духовным ценноК – проявляют готовность
отвеконструктивно разрешать
конфликты
с
учѐтом
интересов
сторон и сотрудничества
тов: развернутый
стям
ответ,
ответдобавление
(на
практическом
уровне).
Связь
предложений
в
тексте.
Практическое
овладение
средствами связи:
лексический
повтор,
местоименный
повтор

27

Создание текстов- Учатся
Принимают
и Р – овладевают
Текущий
ориентироваться
в осваивают
способностью принимать
инструкций.
целях,
задачах,
социальную
роль
и сохранять цели и задачи
Создание текстовсредствах и условиях обучающегося,
учебной деятельности.
повествований:
общения.
мотивы
учебной
П – общеучебные –
заметки
о
деятельности
и
используют различные
посещении музеев;
личностный
смысл
способы поиска, сбора,
повествование об
учения;
обработки, анализа,
участии
в
организации, передачи и
народных
интерпретации
праздниках.
информации;
К – проявляют готовность
слушать собеседника и
вести диалог.
34
Представление Урок
Устный ответ как Осознанное и произ Учитывает правила Р
–
осуществляют Текущий
результатов
открытия
жанр
вольное
построение в планировании и итоговый и пошаговый ПР/Р
выполнения
новых монологической
речевого высказывания кон троле способа контроль по результату.
проектн знаний,
устной
учебно- в устной и письменной выпол
нения П
–
общеучебные:
ых заданий.
обретения
научной
речи. форме;
смысловое учебной
задачи. осуществляют поиск ин
Создание
текста: чтение;
владение Использует язык с формации в тексте;
Проверочная новых
умений и
развёрнутое
монологической
и целью
поиска К – умеют в
работа.
навыков/урок толкование
диалогической
необхо
димой коммуникации строить
контроля
значения слова.
формами
речи информации
в понятные для партнеров
составление плана и различных
высказывания
последовательности
источниках
для
действий;
решения
учебных
задач.
4 четверть – 8 часов
Итого за год - 34 часа
3233

Создаѐм
Урок
тексты
открытия
инструкции и
новых
тексты
знаний,
повествования. обретения
новых
умений и
навыков

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».